Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали повествование о том, как Христос в очередной раз предупреждает Своих учеников, что Ему надлежит быть убитым и в третий день воскреснуть. И в очередной раз апостолы совершенно Его не понимают.
Мы тоже часто не понимаем того, что нам говорят, особенно когда какой-то человек обращается к нам неожиданно. Любой знакомый нам человек, занимая какой-то свой уголок в нашей жизни – прошлой, настоящей или предполагаемой будущей, ассоциируется с тем кругом вопросов, которые связаны именно с ним. Например, если к нам обращается какой-нибудь Иванов Иван Иванович, то мы выходим с ним на контакт, заранее предполагая, о чем может пойти речь, какие у нас с ним дела. И если к моменту неожиданного к нам обращения Иванова Ивана Ивановича мы не успели вспомнить круг связанных с ним вопросов, то его слова могут быть нам вовсе непонятными, вплоть до буквального их неразумения, как если бы он говорил на незнакомом нам языке. Так что мы часто переспрашиваем. Такой же эффект может быть и в том случае, когда мы хоть и успели вспомнить связанные с Ивановым Иваном вопросы, но он вдруг заговорил совершенно не об этом.
Примерно то же самое происходило с апостолами, когда Христос говорил им о предлежащих Ему смерти и воскресении. Так была извращена вера в истинного Бога у ветхозаветных иудеев, что обетованный Мессия представлялся им неким вождем наподобие Моисея или Иисуса Навина, через которого Бог освободит иудеев от ига политической подчиненности. И не просто освободит, но раз и навсегда утвердит господство иудеев над всеми другими народами, так что все им будут служить, а они будут только купаться в лучах своей славы, блаженствовать и всеми повелевать. И это заблуждение было так распространено, что поначалу его разделяли и сами апостолы. Настолько это глубоко в них сидело, настолько прочно Христос был вписан в картину ложно ожидаемого ими Рая на земле, что даже после прямого (и заметим, далеко не первого!) Его свидетельства о готовящейся для Него насильственной смерти, двое из ближайших Его учеников, апостолы Иаков и Иоанн Заведеевы тут же подходят к Нему и все в том же пресловутом ожидаемом ими земном царстве просят себе особого привилегированного положения.
Христос отвечает апостолам Иакову и Иоанну, что они не знают, чего просят. Они думают, что Христос сейчас войдет в Иерусалим, возьмет власть в свои руки, предаст казни всех внешних и внутренних врагов, утвердит господство Израильского народа, вознесет свой престол и посадит их по сторонам от себя и будет им от этого особый почет. А на самом деле Он идет утверждать благодатное Царство Христово, Царство праведности и чистоты в стране греха, в стране необузданных человеческих страстей. И всякий Его поборник, всякий Его ученик, тем паче те, кто наиболее к Нему приближен, обрекает себя здесь на земле совсем не на почетное положение, а на унижения, скорби и самую смерть. «Эту-то чашу вы, которые хотите занять особо приближенное ко Мне место, можете ли со Мной пить, этим-то Крещением вы можете ли со Мной креститься?» – спрашивает их Христос. Они отвечают: «можем». И он обещает им, что они разделят с Ним Его исповеднические скорби.
Братья и сестры, те заблуждения, которые были простительны апостолам до их осенения Святым Духом, непростительным нам, уже получившим благодать Святого Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания. Мы родились во времена полноты благодати, полноты Священного Предания, в условиях, когда церковная традиция насчитывает уже две тысячи лет. Все нам открыто и все нам уже сказано. Всякое наше заблуждение в вопросах веры – это уже либо плод нашего невежества, которое происходит от легкомыслия, лени и безразличия, что все основывается на сластолюбии, либо плод нашего худого произволения или откровенного злочестия. Непростительно нам, как иудеям, искать или ждать Рая на земле. Наше успокоение, наше блаженство – на небе, а здесь – труды и скорби.
Там, на небе, если мы туда попадем, вся полнота истины будет у нас перед глазами. Но здесь, на земле нужно потрудиться эту истину изучить. И не только изучить, но и постоянно изучать и напоминать себе через регулярное чтение Священного Писания и творений святых отцов. Спросим себя, делаем ли мы это.
Там, на небе, если мы туда попадем, мы будем все больше проникаться божественной истиной в порядке естественном и блаженном. Здесь же, на земле, находясь в состоянии грехопадения, в порядке естественном и блаженном мы можем только преуспевать во зле, все больше погружаясь в бездну собственной развращенности. А чтобы преуспевать в добре, нам приходится со всевозможным усилием и с призыванием на помощь Самого Бога бороться с собой, отрывать свою душу от полюбившихся ей греховных сластей, насильно приводить ее к обличающей ее истине, заставлять себя молиться, поститься, ходить в храм. Делаем ли мы это?
Помоги всем нам Бог как можно более честно и серьезно поставить перед собой эти вопросы. И если мы чувствуем, что не готовы с дерзновением дать на них положительный ответ, то покаемся и обратимся от своего лукавства, от своей духовно-нравственной сонливости. Иначе сметет нас буря общего развращения, закружит в своем вихре и не даст нам подготовиться к неизбежным скорбям земной жизни, а наипаче к исповедническим скорбям последних времен, знамения о приближении которых умножаются не по дням, а по часам.
Просмотры (0)